«Черневская игрушка» — авторский проект художника Евгения Глызя. Проект посвящен Красногорску, месту, где Евгений Глызь живет с рождения. Сам автор называет «Черневскую игрушку» проектом-ностальгией по городу Красногорску и его недавнему прошлому. В деревянных фигурках он отражает то, что хорошо знает с детства: среди героев вы найдете и Гулливера из детского городка «Сказочный», и футболиста «Зоркого», и оптика КМЗ им. Зверева, где художник работал два года. В 2013 году Евгений Глызь создал читателя газеты «Красногорские Вести» – первую деревянную игрушку, посвященную Красногорску. За пять лет существования проекта появилось более сорока различных деревянных игрушек, созданных в едином стиле. Евгений Глызь рассказал редакции онлайн-журнала “Твой Красногорск” о том, как возникла идея воплотить историю и образы Красногорска в деревянных игрушках.

Как появилась «Черневская игрушка»

Проект созревал и складывался из увлечений, которые мне интересны. Как это ни странно, толчком к желанию рисовать послужил иллюстрированный каталог выставки Метрополитен-музея, привезённый родственником одного из сослуживцев. Меня поразила смелость красок в работах импрессионистов. После армии нужно было как можно быстрее нагнать все упущенное. Самообразование стало основой пополнения знаний. Постепенно стал изучать историю искусств — в 90-е это был русский авангард. Чуть позже пришло увлечение русским народным искусством, резной деревянной скульптурой и примитивами. В своих живописных работах применяю скульптурный пластик, где при помощи пальцев создаю объёмные фигурки, которые клею на плоскость холста. Позже появилось желание вырвать из плоскости объект, как это было у кубизма (кубизм трансформировался в контррельефы). 

Лет десять назад я начал работать с деревом, это были плоские раскрашенные панно в декоративных ярких цветах. Потом были артобъекты — ракета, портреты, машины. Были и утилитарные вещицы — плечики для одежды, светильники. Всё чаще стал интересоваться народной игрушкой. 

В какой то момент я осознал, что Красногорск уже не тот провинциальный подмосковный городок, каким был в 70-х и 80-х годах. Я коренной житель, и мне не безразлично, как исчезает деревня Чернево, как сносятся дома старой постройки по всему городу, как постепенно исчезнет Черневская горка. Мне не нравятся колоссы бетонных домов, которые появляются вместо Черневского леса. Мой город остался в прошлом. Красногорск будет меняться, останутся исторические фото и документы, но хочется увидеть образы, которые будут связывать прошлое с настоящим. Так появилась мысль об игрушке с ностальгией по городу, по тихим зелёным аллеям и паркам, работающему заводу и славным спортивным достижениям. 

Как создается игрушка

Конечно же, сначала находится образ. Это должен быть эпизод из жизни города, с которым связан житель Красногорска. Образ может созреть сразу, а может через неделю или месяц. Когда образ найден, начинаю делать наброски. Нужно не просто отрисовать свет, тень, необходимо выявить узнаваемый  и емкий «внутренний код» будущей фигурки, который будет считываться на уровне знака. Допустим, «Читатель Красногорских Вестей». В этой фигурке есть закольцованное движение по линиям, где человек, газета и скамейка имеют цельное и легкое восприятие. Взгляд плавно скользит по образу — туфли, газета, пиджак с галстуком, лицо мужчины. Через плечи движемся по скамейке и опять возвращаемся к обуви. Каждый нюанс имеет значение. Какие туфли, какой пиджак. Каждый элемент композиции должен иметь свою философию. Например, скамеечка — это основа Красногорска, на которой горожанин знакомится с новостями города. У скамейки очень хотелось передать советскую «зелёность», показать ту краску, которая десятками лет, слой за слоем, покрывала её. В этом — эпоха, время, история. Когда код найден, отрисовываю образ для шаблона. Сканирую. На компьютере масштабирую. Вывожу на печать шаблон. Перевожу рисунок на дерево. Режу по контуру электролобзиком. В зависимости от задачи грунтую и расписываю. Затем фигурка крепится на подставку из дерева.

Стилизация и образ

«Черневская игрушка» имеет две стороны. Фасадная сторона — строгая, линейная и цветная, а тыльная сторона — монохромная, где тот же самый образ выполнен кистевыми мазками, в три цвета. Этот прием я подметил в русских сундуках: снаружи они яркие, цветастые, а внутри монохромные. Кстати, такое же оформление имеют и египетские гробницы. Здесь отражаются два моих характера. С одной стороны сижу и скрупулёзно выписываю чёткие ровные линии — это фасад. С другой стороны рисую размашистой кистью тот же самый образ — это тыльная сторона.

Как дизайнер, я знаю что такое стиль, поэтому на первых порах проекта мне приходилось себя немного сдерживать, чтобы сохранить единство стиля. Сейчас общая стилистика устоялась, поэтому сдерживать себя нет необходимости.

О вдохновении и любимых игрушках

«Черневская игрушка» — это ретро-проект, где мне хочется показать не только мои воспоминания и впечатления, но и те образы, которые знают и помнят все жители Красногорска. Это очень глобальная задача. Хочется больше, гораздо больше образов. У меня есть такое желание — показать, что в Красногорске есть своя история, своя жизнь.

Очень трудно выделить самые любимые игрушки, но есть такие, к которым у меня сохраняется особое трепетное чувство. Это фигурка «Гулливера», между ног которого я ещё маленьким мальчиком пролетал со свистом. Кстати, он выполнен в двух исторических окрасках — в одном цвете для поколения 70-х и в более современном покрасе для поколения  2000-х.

«Черневский скачёк», на котором я бороздил просторы Черневской горки в 80-х, был выполнен в трёх экземплярах в натуральную величину. А сейчас это игрушка, высотой 15 сантиметров.

Когда я участвую в ярмарках народного творчества, ко мне часто подходят жители Красногорска и узнают знакомые образы города. Начинают улыбаться, благодарить. Это очень приятно! А есть граждане, которые спрашивают, откуда такая игрушка взялась и где находится Чернево. Начинаю знакомить их с историей города и с «Черневской игрушкой». После таких бесед я чувствую, как жители нашего города становятся ближе. Такие беседы вдохновляют меня на новые, ещё не отработанные образы. 

Понравился пост? Скорее поделись с друзьями!