По левую сторону Волоколамской дороги, среди стареньких покосившихся домиков выделяется угловой — тот, что стоит прямо у пруда. Сорок лет он принадлежал семейству Валуевых. Этот непримечательный с первого взгляда дом повидал много на своем веку — и рождение, и свадьбы, и мародерство, и пожар… Но главное — этот дом застал то время, когда в селе Чернево еще не было однотипных блоков многоэтажек, а Черневский пруд был излюбленным местом отдыха ребятни. Сейчас в этом доме живет другая семья, однако Любовь Николаевна Хохлова и сейчас часто гуляет возле дома, где прошло ее детство. 

— В нашем поселке была всего одна школа. Я родилась в 1943 году, поэтому в моем первом классе детей было очень мало. Занимались вместе с третьим классом: пока учительница объясняла нам азбуку, старшие слушали. Потом менялись.

Наша семья была эвакуирована в Новосибирск вместе с Красногорским заводом спустя два года после начала войны. Вернулись мы в тот самый дом на углу Черневского пруда, где жил мой дедушка, Василий Дмитриевич. В его семье было шесть детей. Мой отец — старший, а я была старшей дочерью в семье отца. Прожили в этом доме до 50-го года. 

У меня было самое счастливое детство: зимой на нашем любимом пруду мы катались на коньках, летом — играли в тенистых камышах. В этом пруду мы всегда стирали белье, а за чистой водой спускались вниз по горке, к ключу. Было очень тяжело нести ведра с кадилом наверх — тогда ведь еще не было колонок. 

Прямо от нашего огорода была Черневская гора, с нее мы всегда катались на лыжах. Спускаешься с горки — и прямо в воду! Когда мне было пять лет, я вернулась домой после такой прогулки. Рукавицы были — страшно взглянуть! А печка в доме была русская, хорошая. Впихнешь в печурку замороженные рукавицы, присядешь рядом — и сразу отогрелся. 

Детей в нашем поселке было немного, зато мы жили очень дружно. Вместе играли, вместе ходили в школу. Особенно я была дружна с девочкой из семьи Кузнецовых — они жили в доме, который стоял прямо у пруда. С этим домом связана очень страшная история. Ночью с Волоколамского шоссе в него на полной скорости врезалась машина: видимо, водитель заснул за рулем. Это был небольшой деревянный дом на двоих хозяев. Половина со стороны пруда не пострадала. Но другая сторона, где жили Кузнецовы, была полностью разрушена. Особенно пострадала мать семейства — после трагедии оказалось сильно изувечено лицо, женщина хромала остаток жизни. 

Все жители села Чернево работали на нашем механическом заводе. Автобусов тогда не было, ходили пешком из нашего поселка до ворот завода. Шли по улице Линейной — сейчас она называется «Улица Народного ополчения». Моя мама работала в пятом цехе, папа был мастером в третьем. 

После того, как не стало бабушки и дедушки, а все тети, кроме одной, вышли замуж, я очень хотела купить дом моего детства. Отговорили — в доме было очень сыро зимой. 

История с этим связана очень темная. Когда моя тетя ушла на смену на КМЗ, дом обокрали. Мало того, что разобрали на щепки, — его подожгли. Конечно, дом восстановили, но в осеннее время года там очень сыро. Так и обрывается история дома, с которым связаны самые теплые воспоминания моего детства. 

Понравился пост? Скорее поделись с друзьями!